Задайте вопрос

Кратко опишите ваш вопрос, укажите как вас зовут и ваши контакты. Специалист свяжется с вами в течении дня. Спасибо!

Имя*:
Телефон *:
E-mail *:
Сообщение:
* Captcha:

Обновить
 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ В 2015 Г. В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ


12 сентября 2016 г.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ В 2015 Г. В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ
 
  1. ПРОИЗВОДСТВО ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И ПРИВОДОВ В РОССИИ

 Рассмотрим динамику российского рынка трубопроводной арматуры и приводов в 2015 г. по сравнению с предшествующими периодами. Согласно собранным данным, в 2015 г. объем производства арматуры и приводов увеличился в натуральном выражении на 8%, в рублевом – на23%. Однако в долларовом выражении объем производства сократился на 27%, что очевидным образом обусловлено падением курса рубля (табл. 1, рис. 1). Чем обусловлен столь значительный рост рынка в рублевом исчислении? Можно предположить влияние следующих факторов: в целом резко выросшая промышленная инфляция, резкое подорожание импортируемых материалов, используемых в производстве арматуры (например, качественное стальное литье, в значительной степени покрываемое за счет импорта), увеличение выпуска технологически более сложной арматуры в процессе постепенного замещения западной продукции. Рост физического производства арматуры и приводов можно объяснить замещением импортной продукции более дешевыми (из-за девальвации) отечественными аналогами, и именно этот показатель объективно отражает тенденцию роста объема внутреннего производства. На рисунке 2 показана структура внутреннего производства трубопроводной арматуры и приводов в стоимостном выражении по объединенной выборке 2014–2015 гг.* Три четверти российского рынка (в стоимостном выражении) занимают стальные задвижки и стальные шаровые краны.

  1. ИМПОРТ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ

​ По итогам 2015 г. объем импорта трубопроводной арматуры в нашу страну в долларовом эквиваленте уменьшился на 24,5% по сравнению с 2014 г. и составил 1331,999 млн долл. США. В натуральном выражении импорт составил 114780 т, уменьшившись на 9,2% (рис. 3). Такая динамика импорта при значительном росте внутреннего производства говорит о начавшемся процессе импортозамещения. В 2015 г. он был обусловлен главным образом девальвацией рубля: значительно уменьшилось количество импортируемой арматуры не только из большинства стран Запада, но и из Китая (табл. 2). Структура импорта по типам/видам арматуры представлена на рисунке 4, она заметно отличается от структуры производства в РФ (рис. 2). В 2015 г. по сравнению с прошлым годом спад объемов импорта наблюдался по всем типам арматуры, за исключением сантехнической арматуры и запасных частей. В отраслевом разрезе на российском рынке имеется два самых больших по объему импорта сегмента – нефтегазовая отрасль (около 40% импорта) и коммунальное хозяйство жилищных и производственных объектов (33%). Остальные занимают относительно небольшую долю импорта: энергетика – около 3,7%, химия – 3,4%, металлургия – 1,4% и т. д. В 2015 г. наиболее крупными были поставки шаровых кранов из Италии, Китая и Германии. Однако если Китай в большей степени поставлял краны для коммунального хозяйства, то Италия и Германия – для нефтегазовой отрасли. Наиболее активными поставщиками нефтегазовой арматуры из этих стран являлись итальянское отделение компании Cameron и немецкая компания RMA. В целом по итогам 2015 г. нефтегазовая отрасль России снизила объем импорта, хотя и совсем несущественно. Таким образом, анализируя динамику изменения физического объема производства и импорта трубопроводной арматуры в России, можно однозначно сделать вывод о смещении акцентов в сторону российских производителей, причем величина роста внутреннего производства (8%) примерно соответствует величине сокращения импорта (9,2%). Обобщая приведенные выше данные по производству, импорту и экспорту трубопроводной арматуры и приводов и прогнозируя ближайшее будущее, можно отметить следующее:

  • рост в 2015 г. обусловлен главным образом импортозамещением, вызванным девальвацией российского рубля;
  • импортозамещение, обусловленное девальвацией, при сохранении стагнации в российской экономике в целом, не может продолжаться долго;
  • развитие российского арматуростроения в ближайшие годы будет связано с большей или меньшей успешностью освоения производства технологически сложной арматуры, импортировавшейся ранее с Запада.
  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Вторая половина 2015 г. ознаменовалась несколькими знаковыми событиями на российском нормативно-правовом поле, подтверждающими декларируемые до той поры намерения руководства страны по поддержке отечественной промышленности. Вслед за принятием в конце 2014 г. Федерального закона № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» в середине 2015 г. было издано Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», вступившее в силу 1 октября 2015 г. В этом документе, основной текст которого умещается на одной машинописной странице, приведены показатели для сопоставления потребительских свойств промышленной продукции для оценки ее уникальности. Цель введения данного законодательного акта – применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также определение условий ограничения допуска иностранных товаров на российский рынок. В исполнительную дирекцию НПАА периодически поступают запросы различных ведомств с просьбой дать экспертную оценку наличия той или иной арматурной продукции в продуктовых линейках отечественных производителей. Как правило, такие запросы связаны с желанием (а возможно, и с необходимостью) государственных учреждений проверить заявления зарубежных поставщиков о том, что их продукция не имеет аналогов в РФ. И мы в подавляющем большинстве случаев даем заключение, что аналогичная продукция российского происхождения присутствует на нашем рынке. Но делали мы это до сих пор, руководствуясь только здравым смыслом и собственными представлениями о том, что можно считать аналогом. Теперь же постановлением № 719 более или менее четко определено, что считать продукцией, не имеющей аналогов, производимых на территории РФ. Подпунктом «б» пункта 1 постановления к сравниваемым параметрам промышленной продукции отнесены:

  • функциональное назначение;
  • область применения;
  • качественные характеристики:
    • гарантийный срок;
    • срок годности;
    • надежность;
    • энергоемкость;
    • экологичность;
    • физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции.

Хорошо: что считать, а что не считать аналогом, мы вроде как разобрались. А что считать продукцией, произведенной на территории РФ? Многие производители трубопроводной арматуры заготовку, например, покупают за рубежом. А некоторые производители шаровых кранов шаровую пробку, к примеру, везут из Тайваня. Уплотнения зачастую тоже ввозятся из-за границы. И возникает закономерный вопрос: где та грань, тот водораздел, до которого конечный продукт еще считается российским, а за – уже нет? Решению этой задачи посвящен подпункт «а» пункта 1 постановления, отсылающий к приложению (на 73 страницах) с критериями отнесения продукции к промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации, а также устанавливающий, что, помимо продукции, соответствующей этим критериям, к ней может быть отнесена продукция, изготавливаемая по специальному инвестиционному контракту, либо, если какая-либо продукция отсутствует в упомянутом приложении, отнести ее к российской можно на основании Соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. Следует заметить, что в приложении к первоначально утвержденному постановлению были приведены критерии только для основных групп промышленной продукции:

  • станкостроения;
  • автомобилестроения;
  • специального машиностроения;
  • фотоники и светотехники;
  • энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной продукции;
  • тяжелого машиностроения.

Ни трубопроводная арматура, ни насосное оборудование, ни даже компрессорная техника в разработанный перечень не попали. Однако отраслевые ассоциации обратились в Министерство промышленности и торговли РФ с предложением дополнить приложение к постановлению соответствующими товарными позициями. Специалистами НПАА был разработан проект комплекса критериев и направлен для предварительного ознакомления предприятиям, выразившим готовность принять участие в деятельности рабочей группы. А в конце сентября и начале октября в Москве в Министерстве промышленности и торговли РФ прошли два совещания, на которых состоялось всестороннее обсуждение и уточнение критериев. В результате интенсивных дискуссий в ходе совещаний, а затем двусторонних обменов мнениями в заочном режиме при формировании итоговых формулировок был разработан и согласован с большинством участников комплекс критериев, по которым предлагается разделять трубопроводную арматуру на продукцию российского и нероссийского происхождения, таким как:

  • наличие с 01.01.2016 у юридического лица – налогового резидента стран – членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и техническую документацию на срок не менее 5 лет;
  • наличие с 01.01.2016 в структуре предприятия-изготовителя собственных конструкторско-технологических подразделений либо наличие действующего договора на выполнение соответствующих работ (оказание услуг) со специализированной конструкторско-технологической организацией – налоговым резидентом стран – членов Евразийского экономического союза;
  • соблюдение процентной доли стоимости использованных при производстве импортных деталей, узлов и комплектующих*:
    • с 01.01.2016 – не более 75% цены товара;
    • с 01.01.2018 – не более 50% цены товара;
    • с 01.01.2020 – не более 30% цены товара;
  • осуществление на территории Российской Федерации:
    • с 01.01.2016 – не менее 3 технологических операций из приведенного ниже перечня;
    • с 01.01.2018 – не менее 5 технологических операций из приведенного ниже перечня;
    • с 01.01.2020 – не менее 8 технологических операций из приведенного ниже перечня, при условии что конструкция продукции подразумевает наличие всего перечня технологических операций.

В перечень технологических операций входит:

  • заготовительное производство (литье, поковка, штамповка и пр.);
  • механическая обработка;
  • сварка и наплавка;
  • термообработка;
  • сборка;
  • анализ химического состава, механических свойств материалов, неразрушающий контроль и т.п.;
  • приемочные и приемо-сдаточные испытания;
  • покраска и нанесение защитных покрытий.

Таким образом, весь комплекс разработанных критериев в совокупности решает поставленную задачу: с одной стороны, заставляет иностранные компании наращивать степень локализации своих производств в России, а с другой – создает для них приемлемые стартовые условия для развития. Для чего все это? Некоторый ответ на этот вопрос дает Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 № 2781-р. В нем зафиксирован перечень видов машиностроительной продукции (в т.ч. запорной и регулирующей арматуры), закупки которой по импорту государственными компаниями и компаниями с государственным участием не допускаются без согласования с Правительственной комиссией по импортозамещению. Очевидно, что указанная комиссия будет давать или не давать соответствующие разрешения, основываясь на заключениях какого-нибудь уполномоченного органа по оценке (например, Минпромторга России), имеется ли аналогичное оборудование, производимое на территории РФ, и можно ли его считать российским. Вот тут-то и будут использоваться описанные выше критерии. Конечно, не все еще понятно и очевидно в вопросе реализации этих нормативных документов. Безусловно, еще предстоит большая работа по созданию методики оценки, доработке критериев. Кто непосредственно будет оценивать соответствие продукции разработанным критериям? Как высчитывать долю импортной составляющей в цене товара? Не повторится ли печальный опыт сертификации в системе ГОСТ Р, полностью дискредитировавшей себя из-за практически бесконтрольной раздачи сертификатов направо и налево? Представляется целесообразным передать эти функции отраслевым некоммерческим ассоциациям и союзам. Кто, как не профессионалы рынка, максимально заинтересованные в его прозрачности и в добропорядочности его участников, знающие в мельчайших деталях все нюансы производства, даст объективную оценку каждому игроку? С другой стороны, мы видим негативный опыт развития СРО, например, в строительстве, когда недобросовестные компании, не получившие допуск на рынок от действующих СРО, объединились и создали собственные СРО! В результате строителям пришлось вернуться к тому же, от чего ушли, – создали Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), до боли напоминающее ранее упраздненный с введением системы саморегулирования Госстрой, которое следит за строительными СРО. В общем, есть еще над чем поработать. Но, как гласит народная мудрость, дорогу осилит идущий. И первый шаг на этом пути нами уже сделан. Помимо внешнего противника в виде поставщиков импортной продукции российские производители имеют и внутреннего врага – недобросовестную конкуренцию с использованием контрафактной и фальсифицированной продукции. НПАА давно, начиная с 2001 г., занимается этой проблемой. Еще в 2003 г. совместно с ЦКБА был разработан стандарт организации СТ НПАА 003 «Арматура трубопроводная и приводы. Методика выявления фальсифицированной продукции», в развитие которого в настоящее время разработаны и направлены в ТК 481 «Интеллектуальная собственность» проекты ГОСТ по выявлению контрафактной и фальсифицированной машиностроительной продукции и по методам и технологиям защиты машиностроительной продукции от фальсификации. Кроме того, ни для кого не секрет, что в последнее время на российском рынке появилось множество неизвестных ранее компаний, позиционирующих себя как производителей промышленной продукции, в т.ч. трубопроводной арматуры. Эти новые «заводы», которые в народе уже окрестили «завоЗы», декларируют производство всего и вся, начиная от запорных клапанов DN6 до шаровых кранов DN1200! И без зазрения совести участвуют в конкурсных отборах, тесня своими демпинговыми предложениями известные бренды. Кого можно с уверенностью отнести к категории изготовителей? Как определить компетентность компании? Ответы на эти вопросы дает стандарт организации СТ НПАА 001 на требования к субъектам рыночных отношений. Этот документ описывает, какими признаками должен обладать участник рынка, чтобы можно было говорить о его потенциальной способности обеспечить декларируемые им возможности. Ну и, наконец, разработанная НПАА уникальная система обозначения трубопроводной арматуры и приводов, закрепленная в стандарте СТ НПАА 009, позволяет описать этот класс машиностроительной продукции с любой требуемой степенью детализации, что позволяет осуществлять ее достоверную идентификацию. Это актуально как в целях защиты участников рынка от недобросовестной конкуренции, так и для оптимизации информационного обмена между участниками различных информационных систем, в том числе – в составе Единого номенклатурного номера (ЕНН). В заключение хочется отметить, что ничего идеального в природе не существует и можно найти изъяны в любой попытке сделать мир чуточку лучше. Но гораздо продуктивнее не выискивать недостатки, а подходить к вопросу конструктивно и совместными усилиями добиваться улучшения окружающей нас действительности.

Имеется в виду реальный (физический) рост выпуска продукции.
** Данные Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/#.


Рис. 1. Динамика суммарного объема производства арматуры и приводов в России в 2003–2015 гг. в стоимостном (млн долл. США) и физическом (тыс. шт.) выражении

Таблица 1. Суммарный объем производства арматуры и приводов в России в 2004–2015 гг. в стоимостном (млн долл. США) и физическом (тыс. шт.) выражении

Суммарный объем производства

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

В стоимостном выражении, млн долл. США

581,50

637,00

776,40

957,46

1111,80

970,84

1205,10

1527,54

1643,59

1434,37

1226,88

895,60

В физическом выражении, тыс. шт.

23 653

24 718

25 949

26 152

25039

21117

22870

24882

25603

26115

27812

30036


Рис. 2. Структура внутреннего производства трубопроводной арматуры и приводов в стоимостном выражении в 2014–2015 гг.

Таблица 2. Изменение объемов импорта в РФ крупнейших стран-импортеров в 2015 г.

Страны

В % к 2014 г.

Китай

–19,6

Германия

–33,5

Италия

+3,7

США

–24,2

Чехия

–13,4